Начиная с 1 марта 2023 года вступают в силу новые Правила тушения лесных пожаров. В новой редакции нормативного акта введены ряд существенных изменений. В частности, установлены критерии привлечения к тушению сил РСЧС (единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации).
Решение о привлечении сил РСЧС муниципального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:
- площадь лесного пожара – 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
- лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, особо охраняемой природной территории (далее – ООПТ);
- количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50 % от данных плана тушения лесных пожаров на территории лесничеств;
- на территории муниципального района действует 5 класс пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды.
Решение о привлечении сил РСЧС регионального уровня может быть принято при соблюдении не менее двух условий:
- площадь лесного пожара – 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
- лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;
- количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 50 % от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
- на территории двух или более муниципальных районов действует 5 класс пожарной опасности, в зависимости от условий погоды.
Решение о привлечении сил РСЧС межрегионального и федерального уровней может быть принято при соблюдении не менее трех условий:
- площадь лесного пожара – 25 га и более в районе применения наземных сил и средств, 200 га и более в районе применения авиационных сил и средств;
- количество или площадь действующих лесных пожаров превышает средний 5-летний показатель в 2 и более раза;
- количество задействованных сил и средств лесопожарных формирований составляет более 80 % от данных сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации;
- лесной пожар действует в 5 километровой зоне от границы населенного пункта или объекта экономики, ООПТ;
- пожар действует на границе двух субъектов Российской Федерации.
Также в новые Правила включены ряд серьезных ограничений по выделению зон контроля лесных пожаров (в которых при соблюдении ряда условий, решением региональной комиссии по ЧС и пожарной безопасности КЧСиПБ, тушение могут не проводится). Ключевым можно считать необходимость согласование таких территорий с Рослесхозом.
Полностью запрещено включать в состав зон контроля особо охраняемые природные территории, а также участки, предоставленных в пользование (или запланированные в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации) для:
- заготовка древесины;
- осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
- осуществление рекреационной деятельности;
- создание лесных плантаций и их эксплуатация;
- осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых;
- строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
- создание и эксплуатация объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры.
При выделении зон контроля необходимо исключать примыкание к следующим объектам:
- земли обороны и безопасности, расположенные в пограничной зоне, установленной вдоль государственной границы Российской Федерации;
- леса, уровень охраны которых предусматривает преимущественное применение наземных сил и средств пожаротушения;
- населенные пункты и объекты экономики;
- объекты транспортной инфраструктуры, по которым осуществляются регулярные пассажирские перевозки, объекты трубопроводного транспорта.
Понятие “примыкания” в приказе не оговорено.
К сожалению, указанные выше ограничения отличаются от проекта методических указаний по выделению зон контроля, предложенного ранее Центром лесной пирологии. Принятая сейчас редакция потребуется существенное увеличение финансирования.
Одним из спорных нововведений так же является необходимость возобновления тушения в зоне контроля только на основании решения КЧСиПБ. В качестве критерия возобновления указано вхождение пожара в пятикилометровую зону. Вместе с тем, обращаем внимание, что законодательно не запрещено непосредственно на этапе принятия комиссией решения о нецелесообразности тушения сразу в Протоколе КЧСиПБ прописывать условия, в которых такое тушения будет немедленно возобновлено. И в качестве условий могут быть не только 5 км, но и другие критерии.
Новые Правила тушения немного расширяют полномочия руководителя тушения лесных пожаров. В частности, ему дается право объявлять наличие угрозы населённому пункту или объекту инфраструктуры. Кроме того, он может принимать решение о проведении мероприятий по удержанию воды в осушительных каналах путем создания временных некапитальных перемычек (плотин), препятствующих стоку воды, с целью подтопления очагов горения, повышения уровня грунтовой воды на горящем участке и на примыкающих к нему территориях.
В Правила тушения также внесены ряд пояснений по заполнению акта о лесном пожаре. В частности, туда должны вносится затраты на выполнение работ, связанных с тушением лесного пожара (в том числе доставка людей, сил и средств пожаротушения к месту тушения пожара и обратно, объемы трудозатрат работников и специалистов лесопожарных формирований и привлеченных лиц, объемы применение пожарной и специализированной автотракторной, наземной, водной и авиационной техники, оборудования, затраты связанные с расходованием специальных средств, материалов, по обеспечению питанием и питьевой водой, привлечение услуг сторонних организаций для проведения и обеспечения работ по тушению, поиск и эвакуация лиц, пострадавших от пожара).
Из небольших изменений, но возможно имеющих серьезные последствие, необходимость использовать при тушении лесных пожаров растворы огнетушащих и огнезадерживающих веществ, обладающие экологической безопасностью для окружающей среды и санитарной безопасностью для людей, пребывающих в пределах границ территории, на которой осуществляются действия по тушению лесного пожара.
В России уже существует добровольная система экологической сертификации. Указанные нововведения делают её в части противопожарных средств обязательной.
В связи с требованиями, предусмотренными “регуляторной гильотиной” (правовыми механизмами, направленными в том числе на повышение качества нормативного регулирования), данные Правила тушения лесных пожаров будут действовать до 01.03.2029.
Предполагается, что к этому времени в обязательном порядке потребуется провести анализ необходимости изменений и повторно пройти процедуру общественного обсуждения и согласования с заинтересованными сторонами.
Надеемся, что новые Правила тушения лесных пожаров повысят эффективность тушения лесных пожаров.