Пожарная техника в зависимости от назначения и области применения
подразделяется на следующие типы:
1) первичные средства пожаротушения;
2) мобильные средства пожаротушения;
3) установки пожаротушения;
4) средства пожарной автоматики;
5) пожарное оборудование;
6) средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
7) пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);
8) пожарная сигнализация, связь и оповещение.
Первичные средства пожаротушения предназначены для использования работниками организаций, личным составом подразделений пожарной охраны и
иными лицами в целях борьбы с пожарами и подразделяются на следующие типы:
1) переносные и передвижные огнетушители;
2) пожарные краны и средства обеспечения их использования;
3) пожарный инвентарь;
4) покрывала для изоляции очага возгорания;
5) генераторные огнетушители аэрозольные переносные.
К мобильным средствам пожаротушения относятся транспортные или
транспортируемые пожарные машины и механизмы, предназначенные для использования личным составом подразделений пожарной охраны при тушении
пожаров.
Мобильные средства пожаротушения подразделяются на следующие типы:
1) пожарные автомобили (основные и специальные);
2) пожарные самолеты, вертолеты;
3) пожарные поезда;
4) пожарные суда;
5) пожарные мотопомпы;
6) приспособленные технические средства (тягачи, прицепы и трактора).
Более детальное описание классификации пожарной техники приводится в
ГОСТ Р 53247-2009 [7].
1.1. Техника для доставки сил и средств
АВ1 – автобус общей массой менее 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением. АВ2 – автобус общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением. АГ1 – автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью до 1,5 т. АГ2 – автомобиль грузовой на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т. Рекомендуется комплектовать автомобили грузовые крано- во-манипуляторной установкой. АГП1 – автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой до 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. АГП2 – автомобиль пассажирский или грузопассажирский на базе полноприводного шасси, общей массой более 3,5 т, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. АЛП – автомобиль лесопожарный или лесопожарная машина. АПЛ – автомобиль патрульный лесопожарный (малый лесопатрульный комплекс – МЛК, также встречаются обозначения АЛП, МЛПК) – грузопассажирский автомобиль на базе полноприводного шасси общей массой до 3,5 т, укомплектованный (оборудованный) пожарным оборудованием и имуществом, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, с возможностью транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. Иногда функцию лесопатрульных выполняют – автомобили поисково-спасательные АПС (или же пожарные поисково-спасательные автомобили – ППСА). Также при IV-V классах пожарной опасности по погоде для патрулирования территории применяют и сверхлегкие автоцистерны АЦ с пожарной ёмкостью до 1 тонны (например, АЦ-1,0-30 или АЦ-1,0-40). АПП1 – автомобиль пассажирский (вахтовый) на базе полноприводного шасси общей массой менее 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 9 человек с индивидуальным снаряжением. АПП2 – автомобиль пассажирский (вахтовый) на базе полноприводного шасси общей массой более 3,5 т, предназначенный для перевозки людей в количестве не менее 18 человек с индивидуальным снаряжением или не менее 12 человек с групповым и индивидуальным снаряжением суммарным весом не менее 0,6 т. |
ВГ – вездеход – транспортное средство повышенной проходимости на гусеничном ходу, грузоподъемностью от 0,6 до 6 т.
ВГА – вездеход гусеничный плавающий (амфибия) – транспортное средство повышенной проходимости на гусеничном ходу, плавающее, грузоподъемностью более 0,6 т на грунтах и не менее 0,4 т на плаву. ВК – вездеход – транспортное средство повышенной проходимости на колесном ходу грузоподъемностью от 0,6 до 6 т. ВКА – вездеход колесный плавающий (амфибия) – транспортное средство повышенной проходимости на колесном ходу, плавающее, грузоподъемностью более 0,6 т на грунтах и не менее 0,4 т на плаву. ВЛП – вездеход лесопожарный (также встречается обозначение ВПЛ) – транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для локализации и тушения лесных пожаров, укомплектованное пожарным оборудованием, снаряжением и инвентарем, водоподающим оборудованием и емкостью для воды, имеющее защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, грузоподъемностью от 0,6 до 6 т. Кроме того, данный класс машин обозначается как ГЦ – гусеничная цистерна. КЛП – катер лесопожарный, предназначенный для патрулирования лесов и тушения лесных пожаров вдоль водных путей, оснащенный противопожарным и водоподающим оборудованием, грузоподъемностью не менее 0,6 т и общим водоизмещением до 7,5 т, с возможностью транспортировки группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. Более крупные по водоизмещению и грузоподъемности речные суда уже обозначаются как ПС – пожарное судно. ЛМ – лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором. ЛМ предусматривается в составе лесопожарного формирования только при наличии водных путей, которые могут быть использованы для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров. 1.1. Техника для тушения водой АЦЛ – автоцистерна лесная или автоцистерна пожарная лесная, конструктивно предназначенная для выполнения патрулирования лесов и тушения лесных пожаров, имеющая пожарное и водоподающее оборудование (установленное в заводских условиях), возможность транспортировки расчета или группы лесных пожарных с индивидуальным и групповым снаряжением. Также обозначается как: |
– АЦ(Л) – автоцистерна лесная;
– АПЛ – автомобиль пожарный лесной; – АЦПЛ – автоцистерна пожарная лесная. Кроме того, в данную категорию средств прямого пожаротушения попадают списанные армейские АРС – авторазливочные станции. АЦЛ1 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна легкого класса при вместимости цистерны для воды менее 2 м . АЦЛ2 – пожарная (лесопожарная) автоцистерна среднего класса при вме- 33 стимости цистерны для воды от 2 м и до 4 м . АЦЛЗ – пожарная (лесопожарная) автоцистерна тяжелого класса при вместимости цистерны для воды 4 м3 и более. 1.1. Техника для прокладки минерализованных полос АЛП (или ЛПА) – агрегат лесопожарный. ИМЛП – инженерная машина лесопожарная (танк лесопожарный, агрегат лесопожарный танковый или аналоги), имеющая возможность работы с почвообрабатывающими орудиями и (или) бульдозерными агрегатами для создания противопожарных барьеров, конструктивную защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара. ИМЛП4 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 40 кН или более. ИМЛП5 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 50 кН или более. ИМЛП6 – инженерная машина лесопожарная с тяговым классом 60 кН или более. ЛХТ – лесохозяйственный трактор. МЛ – машина лесохозяйственная. Т – трактор универсальный или общего назначения на гусеничном или колесном шасси различного тягового класса (Приложение 3). ТБ – трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для проведения бульдозерных работ с тяговым классом 30 кН и более (бульдозер). Также многими производителями обозначается буквой «Б» с обозначением тягового класса цифрами. Например, Б10М или Б10МБ. Буква «М» означает, что бульдозер «модернизированный», а вторая «Б» означает что модель предназначена для болот: Б10МБ – бульдозер 10-го тяглового класса модернизированный болотный. |
ТГ2 – трактор гусеничный с тяговым классом 14-20 кН.
ТГЗ – трактор гусеничный с тяговым классом 30 кН. ТГ 4 – трактор гусеничный с тяговым классом 40 кН. ТГБ2 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 14-20 кН. ТГБЗ – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 30 кН. ТГБ4 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 40 кН. ТГБ5 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 50 кН. ТГБ6 – трактор гусеничный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 60 кН. ТК2- трактор колесный с тяговым классом 14-20 кН. ТКЗ – трактор колесный с тяговым классом 30 кН. ТК4 – трактор колесный с тяговым классом 40 кН. ТКБ3 – трактор колесный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 30 кН. ТКБ4 – трактор колесный для проведения бульдозерных работ (бульдозер) с тяговым классом 40 кН. ТЛП – трактор на гусеничном или колесном шасси, конструктивно предназначенный для локализации и тушения лесных пожаров, имеющий пожарное оборудование (установленное в заводских условиях), конструктивную защиту кабины и агрегатов от опасных факторов при работе в лесу и в районе лесного пожара, возможность работы с почвообрабатывающими орудиями для создания противопожарных барьеров. Также обозначается как: ТМ – трактор возимый или малый (авиатранспортабельный) тягового класса до 0,6 кН в комплекте с транспортным прицепом. ЭМ – инженерная машина (экскаватор) на гусеничном или колесном шасси, оборудованная экскаваторным агрегатом, предназначенная для создания противопожарных барьеров (противопожарных канав). 1.1. Прочая техника АР – автомобиль ремонтный (передвижная мастерская) на базе полноприводного шасси, оснащенный подъемным и (или) эвакуационным средством, в |
комплекции с ремонтным оборудованием. Также обозначается производителями как: АРМ – авторемонтная мастерская; ПАРМ – передвижная авторемонтная мастерская или ПРМ- передвижная ремонтнаямастерская.
МП – прицепной модуль – прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров. Может иметь различные названия, исходя из предпочтений производителя и выполняемых функций: ММ, ОЛПП, ПЦ, ПКП, ПЦП и другие. Последняя литера в названии как правило означает: «П» – прицеп, «Ц» – цистерна, «М» – модуль. Пл – почвообрабатывающее устройство – плуг лесопожарный (навесное почвообрабатывающее орудие) или почвообрабатывающее орудие активного типа (грунтомет, щелепрокладыватель и аналоги) для трактора, предназначенное для создания противопожарных барьеров. Могут иметь различное обозначение, исходя из своих особенностей агрегатирования и конструкции. Например, отечественные плуги могут обозначаться ПКЛ, ПЛН, ПКЛН, ПД, ПЛП и другие. Литеры в названии плугов, как правило означают: «Л» – лесной или же лемешный, «Д» – дисковый, «Н» – навесной и т.д. Другие типы агрегируемых устройств имеют в названии обозначения следующие буквы: «Ф» – фреза, «ГТ» – грунто- мёт, «ТК» – толкатель-клин. Ширина почвообрабатывающих орудий обычно обозначается цифрой (в сантиметрах или метрах). СТП – седельный тягач с полуприцепом (трал) для транспортировки гусеничной и специальной техники массой от 10 до 30 т. |