При охране лесов самолетами и вертолетами можно охватить большую площадь и точно установить место лесного пожара вскоре после его возникновения. Авиация особенно эффективна в малонаселенных районах, где помимо патрулирования с ее помощью производится доставка рабочих, продовольствия, лесопожарного оборудования, тушение пожаров с воздуха с применением специальных средств и приспособлений, а также выполнение других работ, связанных с охраной лесов и обслуживанием лесного хозяйства по специальным заданиям.
Существует несколько способов тушения лесных пожаров непосредственно с самолетов и вертолетов:
- на кромку огня выливают жидкость под давлением или свободным выливом из установленной на борту емкости;
- сбрасывают растворы огнегасящих химикатов в авиабомбах и стеклянных ампулах различной емкости;
- прокладывают заградительные полосы путем серийного сбрасывания мелких фугасных бомб.
С применением самолетов типа АН-24 и АН-26 в борьбе с лесными пожарами значительно выросла оперативность парашютно-десантной службы. Их используют для тушения очага лесного пожара опрыскивателями, быстрой высадки парашютно-десантных команд, численностью 20…30 человек, с полным пожарным снаряжением и для переброски их с одной авиабазы на другую.
Самолет АН-26 особенно удобен для парашютного десантирования людей и техники. Большой диапазон скоростей и открывающаяся во время полета в хвостовой части рампа обеспечивают безопасность и быструю высадку, так как отделение от самолета происходит через широкий задний люк. Для тушения очага пожара самолет может быть оборудован опрыскивателем. Бак для воды или огнегасящей жидкости емкостью 1200 л в нижней части имеет водосливное устройство. Жидкость заполняют через заливную магистраль с предохранительным клапаном. Рядом с баком находится баллон высокого давления с редуктором и воздухопроводом. С помощью редуктора регулируют постоянное давление в баке с жидкостью, которое должно составлять около 0,6 МПа (6 кг/см2). Для включения опрыскивателя в работу открывают доступ сжатого воздуха в бак поворотом штурвала, имеющегося на баллоне.
Для высадки десантно-пожарных команд, а также для тушения лесных пожаров применяются вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26.
Вертолет Ми-8 широко применяют для доставки на внешней подвеске воды в резиновых емкостях, имеющих форму усеченного конуса и изготавливаемых из прорезиненного капрона и дюралюминиевой аппаратуры. Верхняя часть емкости представляет собой металлический круг с горловиной, закрываемой крышкой. Заправляется емкость с помощью малогабаритной мотопомпы через 1,5-метровый шланг или горловину. При тушении пожара вода из емкости также подается с помощью мотопомп. Вместимость емкости составляет 1000 л; масса 30 кг. При тушении пожаров эффективно применяется водосливное устройство (ВСУ), устанавливаемое на вертолетах Ми-8, Ка-26. Оно предназначено для забора воды из открытых водоемов, перевозки ее в баке на внешней подвеске, тушения кромки очага лесного пожара с вертолета или слива воды в специальные емкости, установленные на земле. Водосливное устройство представляет собой металлический резервуар, который подвешивается на кольцах к вертолету. Заполняют резервуар из водоема глубиной не менее 1,5 м на режиме зависания вертолета. С помощью специального устройства открывают сливной клапан, и вода выливается на очаг пожара. Такой способ применяется при тушении небольших, но интенсивно развивающихся пожаров.
Емкость резервуара составляет 2000 л; время вылива воды 15…20 с.