«Классические» емкости для лесопатрульных комплексов, пожарных автоцистерн, водовозов имеют в сечении круглую, эллиптическую или форму, близкую к квадрату (простая геометрическая форма) с внутренними волноломами. Материал – сталь с повышенными антикоррозионными свойствами или ударопрочный полиэтилен. Объем 500-1500 литров.
Преимущества таких емкостей – простота крепления и низкая себестоимость изготовления.
Основной недостаток – объем жидкости (т.н. «столб») имеет единую структуру, высоко подвержен раскачивающему эффекту. По Техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» подобные емкости допускается перевозить либо пустыми либо полностью заполненными.
Емкости «сложной» геометрической формы.
Геометрия емкости – Т-образная, имеет одно нижнее основание и два боковых верхних (т.н. «крылья», «крыши»). Нижнее основание максимально занижает центр тяжести перевозимой жидкости, верхние основания делят объем жидкости (т.н. «столб») в горизонтальной и вертикальной плоскости, что минимизирует раскачивающий эффект при движении. Применение волнолома(ов) усиливает антираскачивающий эффект. Крепление емкости трехзоновое. Расположение емкости центральная часть автомобиля (передняя часть бортовой платформы, грузового отсека) в сочетании с передним расположением двигателя и лиц боевого расчета – оптимальная развесовка по осям и, как следствие, пропорциональность сил тормозных механизмов весовой нагрузке на колесо и хорошие показатели поперечной устойчивости при криволинейном движении (т.н. «креновая» устойчивость автомобиля).
Материал – модифицированный полипропилен. Краткие характеристики материала:
-стойкость к агрессивным средам (смачивателям, пламязамедлителям, пенообразователям, химическим реагентам), не требует антикоррозийной обработки.
– прочностные характеристики сравнимы по прочности со сталью
– срок эксплуатации до 60 лет
– высокая ремонтопригодность при разрыве стыковочных элементов или пробоев емкости
Особенность геометрии, прочность материала, надежность крепления и расположение емкости допускают ее перевозку с частичным заполнением. Это важный показатель при осуществлении наземного мониторинга и тушения лесных пожаров в условиях передвижения по пересеченной местности и дефицита водоисточников.